СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Май 2011
      1
278
9
2122
29
31     
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
31.05.2011 г.

Телефонная пресс-конференция адвокатов Михаила Ходорковского в ЕСПЧ: Каринны Москаленко, Лорда Дэвида Панника, Джонатана Глассона

Запись пресс-конференции, посвященной решению Европейского суда по первой жалобе М.Б. Ходорковского. Аудиофайл на английском языке (плюс русский транскрипт).

Транскрипт

Каринна Москаленко: Сегодня у всех была возможность прочитать решение ЕСПЧ о том, что Европейский суд признал серьезные, существенные нарушения прав человека в отношении нашего клиента Михаила Борисовича Ходорковского. Мы 7 лет ждали этого дня, и сегодня мы довольны и приветствуем это решение Европейского суда. У вас есть список пунктов, по которым Европейский суд признал Россию нарушившей права Михаила Ходорковского и это очень, очень внушительный список нарушений - почти все главные моменты, которые мы отразили в нашей жалобе, поданной в феврале 2004 года, и в наших последующих жалобах.

Лорд Дэвид Панник: Я бы хотел ещё добавить к сказанному. Сегодня суд признал ряд серьезных нарушений Конвенции в первой из серии жалоб, поданных в суд Страсбурга. Я ещё хочу сказать по поводу статьи 18. Она является дополнительной статьёй к Конвенции и очень редко применяется судом, поскольку требования, налагаемые этой статьёй слишком велики, как подчеркнул сам суд. Я хочу обратить внимание, когда суд признаёт серьезные и неоднократные факты нарушений, будь это Страсбургский суд или Верховный суд США, или любой другой национальный суд, то это большая победа для заявителя и крупное поражение для правительства, независимо от того приписывает ли суд – а это бывает крайне редко – недобросовестные помыслы этому правительству. Это дополнительные моменты, которые я хотел бы выделить.

Вопрос: Каринна, что вы можете сказать по поводу нарушения статьи 3 Конвенции?

Каринна Москаленко: Это действительно очень существенное нарушение. Это то, что мы пытались доказать в Европейском суде, и мы преуспели в этом. Господина Ходорковского намеренно содержали в бесчеловечных и унижающих достоинство условиях. И в своём решении Европейский суд полностью согласился с этими пунктами. Он установил, что в тюрьме Ходорковский находился в бесчеловечных условиях в течение всего первого процесса в Мещанском суде, когда нашего клиента вместе с Платоном Лебедевым держали в металлической клетке. И это важно, потому что это было сделано преднамеренно с существенным нарушением прав.

Грегори Уайт, The Wall Street Journal: Мой вопрос касается ст. 18, к которой здесь было уделено много внимания. Мне интересно, имеет ли это решение какую-то значимость в отношении других дел, связанных с Ходорковским и ЮКОСом в целом?

Каринна Москаленко: Прежде всего, сегодня мы не будем обсуждать другие дела, мы говорим только о решении ЕСПЧ. Наша принципиальная позиция заключается в том, что это - дополнительное положение Европейской конвенции. Как уже сказал мой коллега мистер Панник, за всю историю работы ЕСПЧ это всего лишь первое или второе решение по данному вопросу, и далеко не последнее. Помните, что это решение касается самой первой жалобы господина Ходорковского, есть и другие, и в будущем мы увидим. И мы хотели бы обратить внимания, что с момента, когда была подана первая жалоба, доказательств политической мотивированности стало значительно больше. И не забывайте, что только на прошлой неделе после второго процесса "Эмнести Интернэшнл" признала Ходорковского и Лебедева "узниками совести". Может быть, для ЕСПЧ ещё не время принимать подобные решения. И не забывайте, что этот суд очень заботился о том, чтобы его решение не носило политического характера. Таким образом, это значит, что на данном этапе, принимая во внимание ст. 5, они не нашли нарушения 18 статьи, потому что, может быть, еще не время их искать. Но дальше мы увидим, какое они примут решение.

Лорд Дэвид Панник: Я бы хотел ещё добавить к сказанному. В тех делах, которые будут рассматриваться в будущем, суд не станет учитывать факты существенного нарушения Конвенции, допущенные раннее, как, например, в деле ЮКОСа его развитие рассматривается как дополнительное положение. И это может быть необязательно показывать дальнейшее нарушение этих прав... Но я также хочу подчеркнуть, что Страсбургий суд очень тщательно рассматривает доказательства, представленные раннее. Он осторожно ограничивается конкретными обстоятельствами каждого конкретного дела. И поэтому очень сложно привязать эти меры к делам в будущем.

AFP: Cобираетесь ли вы обжаловать решение суда или нет?

Каринна Москаленко: Мы уже разговаривали с нашим клиентом. Он понимает, почему правительство России собирается обратиться в Большую палату, если они смогут передать туда это дело. Что касается нашей позиции, Европейский суд признал почти все основные нарушения, начиная с первого задержания клиента, которое было полностью незаконным, незаконно по своей природе до самого конца его предварительного содержания под стражей - все судом было признано. Спасибо за вопрос.

Грегори Уайт, The Wall Street Journal: То есть вы не будете обжаловать решение суда в Большую палату?

Лорд Дэвид Панник: Позиция господина Ходорковского заключается в том, что он доволен подтверждением своей позиции Европейским судом. Решение было доставлено нам около двух с половиной часов назад. Господин Ходорковский собирается тщательно изучить детали решения, прежде чем он предпримет любые дальнейшие шаги. Он доволен оправданием своей позиции.

New York Times: Как это может изменить нынешнее положение Ходорковского? Будет ли это решение иметь какой-то эффект? Какие ваши дальнейшие действия?

Каринна Москаленко: Европейский суд очень обеспокоен тем, что его решения не исполняются Российской Федерацией или другими странами, касающиеся мер общего характера.

Таким образом, это означает, что следующий шаг - это исполнение решения. Согласно первой информации, которая пришла из Верховного суда России, они будут думать над способами реализации решения. Это означает, что после обнаружения таких нарушений в Европейском суде компенсация должна быть адекватной. Мы, конечно, будем работать с комитетом министров Совета Европы по реализации решения для нахождения оптимального способа исполнения решения. Рано говорить о каких-то конкретных мерах, потому что судьба этого решения ещё до конца не известна. Будут ли российские власти оспаривать это решение или нет. Они уже выразили свое отношение к нему, но всё ещё под вопросом. И после вступления решения в законную силу мы определим лучшую форму претензии о возмещении ущерба. Теперь ясно, что это решение является хорошим примером, хорошим прецедентом, созданным Европейским судом в данном случае, что, безусловно, повлияет на работу системы выбора меры пресечения, как российские власти предпочитают называть предварительное заключение. И ясно, что ситуация в России не может оставаться в том качестве, в котором она находится сейчас. Что-то должно быть сделано в смысле индивидуальных для данного дела мер, а также мер общего характера.

The New York Times: Можно ещё один вопрос? Если мы говорим об исполнении решения суда – может ли оно ограничиться лишь выплатой штрафа? Или это решение может как-то изменить условия содержания господина Ходорковского? Или это не обусловлено решением?

Каринна Москаленко: Согласно российскому законодательству, если во время суда, во время всех процедур, ЕСПЧ были выявлены нарушения фундаментальных прав и свобод, дело может быть отправлено на доследование, на новое следствие или как-либо ещё исправлено. Но что можно сказать наверняка – что-то должно быть сделано. Но не на этой стадии. Давайте дождемся вступления решения в силу.

Лорд Дэвид Панник: Можно мне добавить кое-что к ответу Каринны? Европейская конвенция требует в случае, если государство было обвинено в нарушении прав, соблюдение которых предписывает Конвенция, это государство обязано исправить или возместить ущерб, который был причинен. И вы можете спросить у Правительства России, что конкретно оно будет делать для возмещения ущерба от нарушений, выявленных Европейским Судом, и они обязаны ответить на выявление таких серьезных нарушений. Нам очень хотелось бы услышать, что они планируют делать.

- Я бы хотел добавить, что у нас есть переводчик с русского, так что российские журналисты – не бойтесь, спрашивайте по-русски, мы переведем ваш вопрос.

- Следующий вопрос от Алисы Де Копоно из [неразб.]. Пожалуйста, задавайте свой вопрос.

- Как Вы считаете, как решение ЕСПЧ повлияет на действия России в других судебных разбирательствах, даже, например, апелляция Платона Лебедева и то, что касается его содержания под стражей?

Каринна Москаленко: Спасибо за Ваш вопрос. Совершенно точно мы не будем сейчас обсуждать другие дела, досрочное освобождение или что-либо в этом роде. Сегодня мы обсуждаем только решение ЕСПЧ. Совершенно очевидно, что наш клиент не стал соглашаться на ужесточение мер после вынесения приговора только ради выплаты компенсации, сумму которой он вообще считает символической. Ещё раз повторю, статья 413 УПК РФ предписывает, что власть должна предпринять какие-то меры – и мы ожидаем этого. Как сказал мой коллега господин Панник: «увидим, что предложит в качестве исполнения решения Российская Федерация, и будем реагировать на это».

Лорд Дэвид Панник: Я бы также хотел сослаться на текст решения суда, параграф 270, где суд подчеркивает, цитирую, что «решение суда является важным [неразб.], вообще же на усмотрении государства остается субъект наблюдения комитета министров, способы наблюдения и [неразб.] до тех пор, пока данные обязательства не будут исполнены». Так работает Конвенция. Страсбургский суд крайне редко определяет конкретную сумму для возмещения собственных убытков. В данном случае была определена точная сумма, которая взимается в качестве компенсации, что указывает на то, что суд признал данное решение не только значимой победой для Ходорковского, но и то, что Российская Федерация теперь должна представить доказательства того, что решение суда выполнены должным образом в России.

- Спасибо, следующий вопрос.

- Следующий вопрос – от Грегори Уайт из «Уол Стрит Джорнал». Пожалуйста, задавайте вопрос.

Вопрос: Насколько сильно отличаются нарушения до следствия и во время следствия в отношении Ходорковского от тех нарушений, которые были выявлены в отношении Лебедева? [неразб.].

Каринна Москаленко: Адвокат господина Лебедева подал апелляцию в Верховный суд РФ. И Верховный суд постановил, что продления арестов частично были незаконными, частично [неразб.]. Мы ожидаем ещё больше [неразб.] в сути тех нарушений, которые были обнаружены в этом деле согласно решению суда, где говорится о том, что имели место грубые нарушения, и мы будем искать способы возмещения ущерба за нарушение прав.

-  Ещё вопросы, пожалуйста! Если нет больше вопросов, мы передадим слово Каринне для того, чтобы она сделала заключение.
- На данный момент вопросов больше нет.

Каринна Москаленко: Наша команда хотела бы подытожить. Суд признал многочисленные нарушения основных прав Михаила Борисовича во время его ареста и содержания под стражей. Это показывает, что как с ним обращались с самого начала было незаконным и что с тех пор он подвергался унижающему достоинство и унизительному обращению. Это в конечном итоге важный шаг в обеспечение защиты его прав. Также мы хотели бы сказать, что дополнительные выводы об отказе в определении политической мотивации при рассмотрении дела были вызваны, по заявлению самого суда, «очень высокими требованиями ... которые требуют неопровержимых и прямых доказательств». Доказательства политической мотивации существенно прибавились после первого и пока единственного признания Ходорковского узником совести правозащитной организацией «Эмнести Интернэшнл» на прошлой неделе. Это и есть наше заключительное заявление.

- Мы также рассылаем более детальный пресс-релиз. Если далее нет никаких вопросов, мы завершаем конференцию и благодарим участников.

- Вопросов нет.

- Спасибо всем за участие.




Комментарии
eshunko | Evgeny | 31.05.2011 19:17
В России разьве только грудные дети еще не знают, что Ходорковский со своим ЮКОСом был олигархом, возникшим из Залоговых Аукционов 90х, поэтому что бы он потом ни делал, его деятельность иначе как воровством большинством Россиян не воспринималась. Есть основание полагать, что команда Лахтина и Байкалфинансгрупп создавались не для одного Ходорковского и его ЮКОСа, а для дальнейшего передела собственности, принадлежащей олигархам. Но что-то притормозило переприватизаторов и переприватизацию. Возможно, что понимание, что публичное участие Российских судов и силовых, и пенитенциарных учреждений в противозаконной переприватизации может окончательно растлить и разрушить их. Так что после этого процесса, в России уже кроме жуликов и воров под вывесками: “Полиция”, “Суд”, “Дума”, “Армия” - никого и найти будет невозможно. Так что переприватизаторы хотя и не остановились на Ходорковском и Лебедеве, несмотря на то, что на слуху именно их имена, но спустились на уровень пониже. При этом все инструменты для переприватизации существуют и продолжают работать по сей день (см. Ольга Романова “Бутырки”). Это - десятки тысяч бывших владельцев малого и среднего бизнеса, сидящих в лагерях и тюрьмах. Когда суд сознательно нарушает Закон ради любого, даже очень важного, принципа, как можно назвать мотивы таких системных нарушений? Есть только одно слово, характеризующее такой массовый процесс - политика власти, и только одно определение для людей противозаконно осужденных и посаженных в кутузку - политические заключенные. Так что Страссбургский Суд лукавит в этом вопросе. Но с процессом над Ходорковским и Лебедевым ничего не изменилось для населения России. Только деньги, вырученные от продажи нефти, потекли в частные карманы других лиц, имена которых не очень хорошо известны, а следовательно и спросить-то теперь уже не с кого.
Евгений Шунько
lavsel | Сергей | 01.06.2011 09:42
Не надо забывать, что именно М.Б.Ходорковский раработал схему и предложения по выходу из катастрофического послеприватизационного расслоения. Именно он вышел с этим законопроектом к тогдашнему Премьеру М.М.Касьянову. Предусматривался возврат в бюджет около 20 млрд.долларов с владельцев крупных активов, приватизированных в 90-х годах. Деньги предлагалось вывести на специальный фонд для обеспечения стратегических программ. Это было доложено тогдашнему Президенту...
Результат: М.Ходорковский на нарах отмывается от "крови на руках";
М.Касьянов - отправлен немедленно в отставку...
Зато пошла волна всяческих "байкалфинансгрупповух", и все самые близкие генералы и соседи косяком продвинулись в миллиардеры.
Всё это следует из материалов дела по ЮКОСУ.
Сергей Львович.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 31.05.2011 19:41
К сожалению, не знаю английского, но не сомневаюсь, что великолепная Каринна дала верную оценку решению авторитетного международного суда. Эту уверенность вселяет многолетняя блистательная деятельноть адвоката Москаленко и её безупречная репутация в стране и мире.
Anita | Valentina | 01.06.2011 01:53
Kак выразился представитель ЕС после выступления Каринны Акоповны: Мы очень осторожно отбираем..." И потом снова повторился и выделил:.."Очень осторожно"... Я бы добавила - даже СЛИШКОМ! осторожно, прослушав аудиозапись и учитывая срок подачи заявления (2005) и дату рассмотрения и вынесения вердикта. Если такими темпами будут рассматриваться и остальные жалобы, то сидельцам не хватит и 5 жизней, чтобы дождаться справедловости. А люди -за решеткой. Такие Человеки!
Э-э-х, Родина, мать твою...
ABF_36 | Boris | 01.06.2011 06:54
Не будем осуждать ЕСПЧ, его решение базировалось на материалах 2004 года. Пожелаем ему ускорить рассмотрение дел ЮКОСа. Надеюсь, что команды адвокатов Михаила и Платона отлично справятся с доказательной базой правового беспредела в Хамоническом, да и Мещанском судах! Удачи всем!
npower | natasha | 01.06.2011 08:32
Great conference!
Straight, logical answers and explanations, it would be nice if all that results will speed up MBX & PLL get out of jail, thank you for your professionalism and human support!
Natasha
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru