СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Архив
Октябрь 2012
67
14
172021
24252728
    
4.09.2014
21.08.2014
21.08.2014
15.08.2014
15.08.2014
14.08.2014
14.08.2014
12.08.2014
11.08.2014
11.08.2014
6.08.2014
6.08.2014
5.08.2014
4.08.2014
25.10.2012 г.

«Как только в его деле начнет работать закон, он будет на свободе»

"Радио Свобода", Валентин Барышников, 25.10.2012

25 октября исполнилось 9 лет со дня ареста руководителя «ЮКОСа» Михаила Ходорковского. О процессе над Ходорковским в интервью Радио Свобода говорит его адвокат Вадим Клювгант.

- 9 лет, как Ходорковский находится в заключении. Как он переживает эту дату, в каком он настроении?

- Он уже давно не ориентируется на какие-то там сакральные даты. Вообще, насколько я знаю, он не очень падок на все эти символы, а уж сейчас, в нынешних условиях, тем более. Поэтому на его настроение это не влияет. Но само по себе то, что уже прошло 9 лет, заставляет задуматься. Это срок, который просто зашкаливает за все мыслимые и немыслимые пределы, даже если вывести за рамки то, что вообще это все от начала до конца фальшивка. Конечно, по-человечески невозможно не переживать, и Михаилу Ходорковскому в том числе. Его тревоги, конечно, прежде всего связаны с его близкими, которых он столько лет не видит, с которыми он разъединен. Сам он человек очень сильный, а вот за своих близких, за родителей, за детей, за внучку, которая родилась, и он ее не видел еще ни разу...

- У вас есть какие-то представления о том, когда Ходорковский может выйти на свободу?

- Я не предсказатель и не гадалка, поэтому мой ответ банально прост: как только в его деле начнет работать закон, он будет на свободе. До тех пор, пока это расправа, где действует не закон, а какие-то другие мотивы при принятии решений, все совершенно непредсказуемо. Нет абсолютно никаких оснований - не то что законных, а близких к законным, - для того, чтобы он находился там, где он находится. Это преступная расправа, еще раз повторяю.

- Владимир Путин недавно заявил о том, что готов был бы помиловать Ходорковского, если тот напишет прошение о помиловании. Вы видите какие-то перспективы такого развития событий?

- Позвольте мне вас поправить. Владимир Путин, если внимательно посмотреть, что он сказал, заявил, что он готов был бы рассмотреть ходатайство, ежели таковое ходатайство о помиловании будет подано. Это, как мы с вами понимаем, в оттенках руского языка совсем не то, что вы сказали. Рассмотреть можно по-разному, и я думаю, что не случайно такая формулировка выбрана была - именно та, которая была произнесена, а не та, которую люди со свойственным им оптимизмом и желанием услышать какую-то надежду услышали в этих словах. Это очень лукаво и ни на каком законе не основано. И тот же Путин миловал без всяких ходатайств, и Медведев миловал без ходатайств, и параллельно они говорят, когда это касается Ходорковского, что без ходатайства ничего не могут сделать. Уже много раз это все обсуждалось, здесь нет ничего нового. Значит, если бы у президента России, как бы он ни назывался по имени по фамилии, было желание осуществить свое конституционное полномочие по помилованию любого осужденного на территории страны, вне зависимости от любых других критериев и условий, это бы уже давно и многократно можно было сделать. Но этого не происходит, происходят только разговоры, которые напоминают такое лукавое словоблудие и, по русской пословице, наведение тени на плетень. А решить, обращаться ли с таким ходатайством или не обращаться, может только один человек - сам тот человек, которого этого касается. Никто другой за него этого решения принять не может. Но я еще раз повторю, что требование ходатайства само по себе на законе не основано. Процедура, утвержденная тем же Путиным еще в предыдущие его президентские сроки, где отправной точкой является такое ходатайство, неконституционна, об этом существует уже масса экспертных мнений наиболее авторитетных правоведов, и для добросовестной дискуссии здесь нет никакого предмета.

- Дело Лебедева, которому сократили срок лишения свободы, потом пересмотрели это решение, 1 ноября вновь будет расматриваться вопрос о сокращении срока, - может оказать какое-то влияние на дело Ходорковского?

- Нет отдельного дела Платона Лебедева и отдельного дела Михаила Ходорковского. Они осуждены беззаконно по одним и тем же фальшивым приговорам, по одному и тому же фальшивому делу. И то, что происходит как в отношении одного из них, так и в отношении другого, - это все элементы, разновидности одной и той же расправы, просто с разными оттенками и бантиками. То, что произошло в отношении снижения срока наказания Платону Лебедеву, это еще одна иллюстрация того, что все что угодно работает в этом деле, только не закон. Поэтому я, конечно, от души желаю, чтобы на новом круге решение было положительным, но посмотрим, что и как будет, и как этот новый круг будет происходить. А пока я могу сказать, что, например, этот факт, что адвокаты Платона Лебедева обратились - в полном соответствии с законом - за приведением приговора в части наказания в соответствие со смягченным уголовным законом, почему-то для президиума Московского городского суда стал поводом не рассматривать жалобу на приговор вообще, как незаконный, необоснованный, подлежащий отмене. Даже несмотря на то, что это поручено сделать президиуму Московского городского суда председателем Верховного суда России. И вот уже скоро три месяца, как они просто ничего не делают, даже дату заседания не назначают. А прессе объясняют, что вот они как будто бы не могут, потому что где-то в Архангельской области что-то такое рассматривается. Поэтому я всегда против того, чтобы в этом большом и безобразном деле вырывать из контекста какие-то отдельные события и анализировать вне связи со всем другим происходящим. Это ошибочный путь, и к сожалению, он только может ввести в иллюзии, из которых потом очень больно возвращаться к суровым реалиям.

- Оказывает ли политическая обстановка в России какое-либо влияние на судьбу Михаила Ходорковского?

- Безусловно. Если общепризнанным является тот факт, что он осужден по политическим мотивам и находится столь долгий срок в заключении, исходя из политических и коррупционных мотивов, то понятно, что политическая обстановка не может не оказывать влияния на его судьбу и на судьбу этого дела. Такую связь отрицать невозможно. Другое дело, что эта связь тоже, так скажем, не одномерная, и далеко не всегда, к сожалению, решения и действия нашей российской власти продиктованы даже политическим прагматизмом. Хотя политикам, по идее, прагматизм должен быть свойственен. Но здесь, к сожалению, слишком много всего намешано, и прямой взаимосвязи тоже проследить нельзя. Михаилу Ходорковскому приписывается гораздо больше политических амбиций, шагов и действий в прошлом и намерений в будущем, чем ему это свойственно. Поэтому, да, связь есть, но она очень многомерная. Ясно одно, что легитимизация власти в России - а в нынешних условиях это означает смену власти, - конечно, должна будет способствовать и справедливому, и законному разрешению вопроса, связанного с заключением и осуждением Михаила Ходорковского. Это совершенно очевидно.





Комментарии
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 25.10.2012 15:08
Добавить к словам мудрого Вадима Клювганта нечего. Там, где - как в путинской России, - вместо закона царит произвол и бандитский беспредел, гражданам надеяться не на что.
Anita | Valentina | 26.10.2012 02:14
Совершенно с вами согласна, Владимир Сергеевич!
1938 | alla | 25.10.2012 15:42
Да, согласна, наверное, что бы соблюсти по настоящему законы в нашей стране надо поменять власть, наверное тогда и появится надежда на соблюдение всех уровней власти законности, что же это за катастрофа с законами? Сколько можно издеваться над не виновными людьми? Пожилые родители, дай Бог что бы дождались сына, дети выросли без отца, жена с не высыхюающими слезами, и все потому, что завидно всей власти - нет среди ее обитателей кабинетов подобных по разуму, образованию, интелегентности, терпимости, выдержки, надежности, человека похожего на М. Ходорковского. Алла Москва
asklepion | Растислав | 25.10.2012 17:10
Я рад за Михаила и Платона, так как у них есть адвокаты которые от них не отказались. А страна, буду надеяться, начинает выздоравливать. Если раньше когда я говорил, что являюсь сторонником Ходорковского, тот как минимум натыкался на вежливое молчание. Сейчас когда говорю это же чаще всего встречаю понимание и согласие. Уже мало кому хочется оставаться в дураках. Давайте помогать людям, не народу, умнеть. Я это уже делаю.
Anita | Valentina | 26.10.2012 02:15
+1000!!!
lavsel | Сергей | 25.10.2012 19:18
"Как только в его деле начнет работать закон, он будет на свободе" - этим всё сказано!
Но пока в стране нет Закона, а есть только "понятие" одного человека!
А человек этот не только возглавлять страну, но и руководить взводом в стройбате, и то - не достоин!
Ну что же делать, если народом России правит не здравый смысл, а элементарная лень и трусость, да каналы продажного ТВ!

Я видел этот процесс воочию, и скажу откровенно,- ничего более циничного и лживого со стороны представителей государства, мне трудно представить!
И огромное спасибо адвокатам, уже много лет пытающихся добиться элементарного исполнения самых простейших норм "служителями правосудия"!
Запрограммированные на тупое исполнение высочайшего заказа, эти служаки слишком трусливы,- они не смогут произнести ни одного слова правды!
Сергей Львович.
vdemchenko | Владимир Сергеевич Демченко | 25.10.2012 22:43
Да, Сергей! Вам, как очевидцу грязного судебного спектакля в хамсуде, должно быть особенно больно за Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Быть свидетелем садистской расправы нелюдей над невиновными людьми - тяжкое испытание. Каковы же тогда страдания жертв этой расправы?..
Будь прокляты навеки эти палачи и всё их гнилое семя.
Anita | Valentina | 26.10.2012 02:16
!!!!!
Kamdent | elvira Kamenetskaya | 01.11.2012 19:32
Как же этот человек у власти может спокойно жить? Он ведь стал нерукопожатен миллионам соотечественникам и всему прогрессивному миру! Нет ни одного умного человека, который бы не возмущался и не протестовал против того беззакония, творящегося у нас. Каждый день ЗНАТЬ, что ты посадил НЕВИННОГО, умного, образованного человека, который мог принести стране столько пользы! И не одного, а многих засадил! И в основу положены мелкая мстительность, амбиции маленького, серого наполеончика, у которого за душой ни ума, ни сердца, ни совести! Окружение его продажно, необразованно, трусливо и преступно. А мы видим сплошные нарушения законов, живем в этой атмосфере злодейства и лжи и НИЧЕГО не можем сделать уже 9 лет!
Лучше бы эти преступники у власти покаялись сейчас, ведь потом за них будут каяться их потомки...
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru