СОБЫТИЯ
| ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРА
| ХОДОРКОВСКИЙ
| ЛЕБЕДЕВ
| ЗАЩИТА
| ПОДДЕРЖКА
| СМИ
| ВИДЕО
| ЭКСПЕРТИЗА
ПОИСК 
 

ДНИ В ЗАКЛЮЧЕНИИ: Михаил Ходорковский — НА СВОБОДЕ! (после 3709 дней в заключении), Платон Лебедев — НА СВОБОДЕ! (после 3859 дней в заключении)
Сергей Кривов (с 18 октября 2012 года по настоящее время находится в заключении по «Болотному делу»)

Сергей Мохнаткин об узнике Болотной Сергее Кривове: «Судья грубо игнорирует его голодовку, он "плывет", но держится и бьется за каждое слово».

Один день Кривова С.В. (21.10.2013 года)

Проснулся от стука на продоле тележки с баландой. В предыдущие два дня были выходные, и я умудрился тележку не слышать, так как в этом не было необходимости. Я голодаю и пищу не беру. Когда завтрак брал, то по утрам только хлеб и сахар брал, а по вторникам еще и пшенную кашу на молоке. В остальные дни идет «вискас» (соевый заменитель мяса) с гарниром (картошкой или сечкой на воде), и спросом он не пользуется, так как неприятный на запах и вкус. Практически никто его не берет, потому что после 2-3 попыток понимаешь, что есть это невозможно и лучше голодать, чем это есть. Подозреваю, что это еще и вредно.

Но сегодня понедельник и нужно было не проспать завтрак, так как только с утра по рабочим дням в это время можно сдать все написанные обращения в различные инстанции и письма (электронные и обычные). У меня было заготовлены два заявления в различные подразделения Верховного Суда РФ и одно письмо. Письмо, правда, опять получилось не форматное, то есть цензуру СИЗО ему было не пройти, и сдавать я его не стал, решил подождать лучшей возможности для пересылки.

Заявление сдал в открывшейся кормяк, попросил включить свет основной, а не ночной, от пищи, естественно, отказался. Включил телевизор, посмотрел время и температуру. Обвиняемым и подсудимым часы иметь запрещено. Осужденным можно. Дурдом, хорошо хоть через телевизор можно время узнать. Оказалось 7.50 утра, температура + 2°C (в Питере).

Поставил воду в кружке кипятиться, чтобы сразу залить пустой желудок. Последние дни пью практически один чай каркаде. Он кисленький и практически не заметно, что без сахара. Благо, что еще много. А кофе и даже обычный черный чай стали казаться и чересчур жесткими и горькими. Без сахара все-таки.

Забыл сказать, что сегодня 32-й день голодовки (с 15.00 пойдут 33-и сутки). Из них первые 19 дней был в «обычной» хате с напарником (в двушке), а потом меня отсели в одиночку. Хотя и эта камера на двоих (шконка двухэтажная), но очень узкая, приблизительно 180 см, шириной чуть больше размаха моих рук, а размах рук равен росту человека, и даже вдвоем в ней было бы тесновато. Предыдущая камера была сантиметров на сорок шире. Все познается в сравнении. Кому-то наверняка такая «теснота» покажется блажью зажравшегося, а кому-то и нет.

В конце 26-х суток сдал на склад все имевшиеся продукты, кроме чая и остатков кофе. Я и до этого ничего не употреблял из пищи, но все же сахар иногда не удерживался и добавлял в питье, так как без него голова дуреет, язык начинает заплетаться и при письме образуется больше самых обычных описок, таких как пропущенные слова, буквы, и тому подобные «сбои». Короче, нарушается умственная деятельность и образуется состояние немного выпившего человека, которому за руль садиться уже запрещено. Примерно 0,3-0,4 промилле, если на глазок. Речь замедленная. Слушаешь себя как бы со стороны.

До этого у меня продукты забирать не хотели, говорили, что нет «команды». Хотя я и предлагал при переезде в одиночку и даже все их отдельно упаковал. Без команды, естественно, кому же это надо? Зачем это продольным? А тут пришел продольный с начальником блока, и я опять спросил, не пора ли сдать продукты, которые давно ждут в приготовленном виде. Они говорят: «Мы для этого и пришли». Значит, поступила команда. Ну и слава богу, меньше будет ко мне подозрений.

Пришлось, правда, все вынуть из одной коробки и двух пакетов и составить вдвоем с начальником блока опись продуктов. Я перекладывал, демонстрировал, он писал. Так положено. Чтобы никто «по дороге не съел» и не было претензий. Потом продукты унесли.

В общем, жизнь прекрасна и удивительна, особенно после выпивания кружки горячего чая каркаде (почти компота). Что-то слегка шибает в голову и ощущается приятное головокружение плюс тепло в животе. Минут 5-10 длится приятное состояние эйфории. Потом проходит. К сожалению. Есть другой способ этого добиться – несколько минут посидеть на корточках, а потом резко встать. Тут в голову шибает гораздо сильнее, даже за стенки приходится хвататься, чтобы не упасть. Последнее время стал побаиваться такое практиковать, слишком сильный эффект. А то еще действительно сознание потеряешь и грохнешься обо что-нибудь. «Нехорошо» получится. А если просто со стула встаешь, то эффект слабее гораздо, почти не торкает. Видимо, еще пониженное давление сказывается. Без голодовки оно было нормальным (120-130) / 80, это во время голодовки стало пониженным (100-110) / (70-80), а случалось и 80/60 и 90/60 (по одному разу).

В среднем давление и вес измеряют раз в 2 дня, хотя положено ежедневно. И мерить начали только спустя трое суток с начала голодовки. Тем не менее, эти три дня легко экстраполировать. Зависимость веса от времени получается линейная (пока) и за месяц (31 день) я сбросил ровно 10 кг. Это не много, другие, говорят, сбрасывают больше. Но тут уж не знаю, чем это объяснить, то ли камерным содержанием с пониженными энергозатратами, то ли индивидуальными особенностями. Мерзнуть, конечно, стал больше, приходится теплее одеваться. Организм калории экономит, внутреннее отопление ограничивает, не дурак.

Возвращаюсь к горячему чаю. Пить стараюсь регулярно, чтобы желудок не пустовал, и получается где-то раз в 3 часа по кружке горячего чая (приблизительно 300 гр.) в 8, 11, 14,17, 20, 23 часа. Всего 6-7 кружек в день, примерно 2 литра. В дни судов беру с собой бутылку с каркаде, так как долго не пить нельзя и вредно, и во рту быстро пересыхает, живот начинает побаливать. Было, что забывал бутылку – знаю.

А что касается голода, то он у меня постоянный и незначительный в течение всего срока голодовки. Не напрягает. Я еще с прошлого раза знаю. Побаивался, что в этот раз будет по-другому, но с первых дней убедился, что все по-старому. Организм работает «как часы». Спрятался - и нет его, ищи ветра в поле. Очень, кстати, гуманно с его стороны не напрягать хозяина своими проблемами.

Единственное, прием пищи у человека за время жизни входит в привычку. И он это времяпрепровождение на фоне дум о самой пище, ее вкусовых свойствах, как-то не замечает. А вот когда это полностью отсутствует, ощущается какая-то пустота. Вроде постоянного ощущения, что что-то надо было сделать, а ты не сделал и пытаешься вспомнить, что же именно.

Опять «ушел» в сторону, виноват. Возвращаюсь к горячему чаю. Пока кипятил воду, заваривал – посмотрел новости по НТВ в 8 часов, а потом еще и по РЕН ТВ в 8.30. Одновременно напился чаю, переставил календарь (самодельный), вспомнил, что сегодня 21 октября и моему отцу 80 лет исполнилось бы, если бы он не умер летом 80-го года в возрасте 46 лет. Мог ли он подумать в то время (будучи к тому же коммунистом), что Советский Союз развалится, социализм сменится капитализмом, а его сын будет сидеть в тюрьме как политзаключенный? Думаю, вряд ли. Такое просто невозможно было себе представить. Пути Господни, как известно, неисповедимы…

Эх, уже 9 часов, а ведь у меня суд, через телевизор назначен на 10.45, а я еще не собирался! Быстренько нашел все бумажки, слегка их посмотрел и положил в отдельный отсек портфеля. Суд, в принципе, уже повторный, первый раз был две недели назад, но был отложен по причине отсутствия защитника. Я заявил тогда, что он мне нужен «позарез», хотя на самом деле вся куча судов по апелляционным жалобам в порядке 125-й статьи УПК (на действие-бездействие следователя) рассматриваются единообразно, с известным результатом и ходить на них защитнику совершенно незачем. Все, что нужно сказать, я уже разучил на зубок. Также знаю, что ни суд, ни прокурор не смогут мне ничего возразить, кроме слов, что обжалуемое решение предыдущей инстанции «мотивированно и обоснованно», не упоминая при этом чем. Ну и естественно, отказ предыдущего суда в рассмотрении моей жалобы на следственную группу остается в силе. Кто бы сомневался. Так как следователь (как и суд) прав всегда и прав «по определению», даже если он при этом грубо нарушает несколько статей УПК. «Презумпция правоты мента», как выразился в суде Акименков.

В 9.30 (обычно за час забирают) повели в следственный корпус, но поместили, как ни странно, не на сборку, где обычно приходится сидеть не меньше часа, а сразу на 5-й этаж, где оборудованы три комнаты для телеконференций и рассадили с еще пятью сидельцами по клеткам. Только через час первый из нас начал судиться. Но до меня дошла очередь еще через час, когда с остальными уже все закончили. Все приговоры остались в силе, двум подельникам дали время на ознакомление с материалами дела и всех их увели вниз.

Суд начали с того, что я заявил отвод судье. Я его заявлял и две недели назад, но тогда голословно, только на том основании, что пока не встречал в своей практике федеральных судей, назначенных Путиным, которые соблюдали бы Конституцию страны и УПК, поэтому я не доверяю им всем, причем оптом, без разбора. А в этот раз я сказал, что мое, по сути, предположение о беззаконности поведения судьи получило подтверждение тем, что я за две недели с предыдущего заседания не получил протокола прошедшего заседания для ознакомления с ним, и тем самым мои сомнения были подтверждены, и я повторно заявляю отвод уже на основании нарушения судьей ст. 259 УПК РФ. Так как несоблюдение законов у нас почему-то не является законным основанием для отвода судьи, то судья Абазов после совещания с самим собой в совещательной комнате вынес постановление об отказе в своем отводе.

Потом поторговались по поводу повторно отсутствующего защитника. Я, естественно, категорически требовал его вызова, но повторно этот номер не прошел, и на основании того, что защитник был извещен, но «уклонился» от явки, заседание было продолжено.

Пока секретарь суда повторно и безуспешно пыталась связаться с моим защитником, из другой комнаты через телевизор тоже стали звать Кривова на другую телеконференцию и тоже в Мосгорсуд, только в другой зал. Я им кричу: «Мне же не разорваться (как мартышке в анекдоте) сразу на два судебных заседания». Они не верят. Но кое-как урегулировали вопрос через посредника в лице местного сотрудника, который ходил туда-сюда и передавал мои слова. Они поняли, что действительно все так и есть. Решили завершить сначала один суд.

Дальше я высказал Абазову, все что должно по четырем нарушениям Басманным судом УПК, хотя чувствовал, что язык уже заплетается в конце. Прокурор сказала, что все обоснованно и мотивированно, забыв сказать чем. Я попросил уточнить, чем мотивированно. Она не ответила. Я бы очень удивился, если бы она это знала. Короче, все как по нотам. Жалобу отклонили, свою меру позора огребли. В постановлении (судья удалялся за ним на 1 минуту) мотивировочная часть отсутствовала. Я спросил. Судья ответил типа «завтра докуем, щас ниасилил». Я поинтересовался насчет протоколов заседаний и постановлений. Сказал – пиши в Басманный суд, все оттуда получишь.

Только окончился первый суд, через минуту начался второй. Мне даже не пришлось в другую комнату переходить, они сами на «мой» телевизор переключились. Техника!

Суд прошел по отработанной схеме с поправкой на то, что судьей стала женщина (Локтионова), и все стало еще циничней. Отвод судье я, конечно, заявил, так как не доверяю всем федеральным, то есть путинским, судьям, о протоколе заседания походатайствовал, а вот затянуть заседание на следующий раз не получилось. У суда видите ли нет информации о том, что Макаров мой защитник, и что у него есть необходимые формальные документы для моей защиты. Он, говорят, неделю назад приходил, но документов не показал. Мои протесты отклонили. Все рассмотрели. Постановление вынесли. Сработали «по плану». И главное быстро.  

На обратной дороге на сборке сидел минут 15 всего и в 13.30 уже попал в хату. Тут уже и 3 газетки, через кормяк брошенные на полу валяются. «МК» за субботу-воскресенье и понедельник и «НГ» за понедельник. Принял на грудь горячего чая, «поплыл», изучил прессу. Поверхностно для начала. Нет ли чего по болотному делу и чего-нибудь принципиально нового. По болотному – ничего, нового – повторная голодовка Толоконниковой. Ну это, пожалуй, подождет, можно и потерпеть читать до вечера или даже завтра. Очень много голодовок! Никто не хочет есть! Ну так нельзя, граждане, ну «надо же себя заставлять»))).

Для начала написал заявления в Басманный и Замоскворецкий суды, затребовал себе все, что можно по сегодняшним двум судам, а потом взялся (через силу) писать этот текст. Просили описать один день. Какой – на мой выбор. Сначала думал описать судебный с катанием в автозаке, но дни с чем-то насыщенным были уже давно. Последние – только перенос заседаний, не интересно. По давнишнему – все эмоции уже стерлись, выдумывать их сложно, я же не Солженицын. Проще писать «с натуры» в стиле «бытописательства». Решил описать первый судебный день, который будет, то есть 22 октября, но сидя на сборке после телеконференции передумал. Решил, что и сегодня вполне пойдет, так как про поездки в Никулинский суд и без меня есть кому написать, зачем повторяться? Вот и пишу. Ожидал, что тяжело пойдет, а получилось довольно легко, без напряга. До 19 часов почти хватило работы, но тут пришлось сделать перерыв. «Новости 24» в 19.00 по РЕН ТВ – это «святое», это пропускать без причины смысла нет, даже если какая-то работа не доделана. Она ведь всегда не доделана, что ж теперь? Я «жаворонок», после 19 часов мне трудно чем-то сложным заниматься. Оставляю на это время ТВ смотреть, да газеты читать.

В середине новостей пришла фельдшерица. Пошли взвешиваться на пятый этаж. Поздно как-то сегодня, не ожидал уже. Пока шли, ругалась, что пора кончать голодовку, а то ходи, мол, тут по этажам, взвешивай. Хорошо хоть весы в нашем корпусе есть в «спортивном зале» на пятом этаже, электронные. В других корпусах вообще нет, кроме больнички. Есть еще в медпункте на входе – выходе, где принимают новеньких, но там они механические и стрелка слегка застревает. В итоге точность плюс-минус 2 кг, а минимальное деление шкалы 1 кг. Какой смысл на таких взвешиваться? Только имитация контроля. Взвесились. Получилось 70.900 кг. За сутки всего 200 гр. потерял, но и то хорошо, бывало, что нисколько, а то и чуть больше становилось (если чая напиться). Но в целом, в среднем потери 320 гр/день, что для меня, видимо, нормой является. Давление измерили стоя, что вообще-то неправильно. Каждый раз она так меряет. Все думаю ей об этом сказать, но…откладываю на следующий раз. Получилось 120/80. Надо же, сегодня даже в норме.

После «Новостей» новый сериал начался – «Без срока давности». Более-менее, смотреть можно. «Калька» с американского сериала, по их сюжетам, но адаптированное. Для нас – неправдоподобно. Где это видано, чтобы у нас ни с того ни с сего брались за расследование нераскрытых преступлений (висяков) пятидесятилетней давности, да еще и успешно их раскрывали? Смех да и только. Что, современные преступления уже все раскрыты? Но на фоне всего остального и это смотреть можно. Хоть какое-то разнообразие.

Так как хотелось посмотреть еще «Момент истины» Караулова, до 23.20 читал газеты. «Момент» получился не интересный. В 0 часов решил, что пора устраивать отбой, тем более, что день «успешно» завершен и надо поспать перед завтрашним тяжелым судебным днем. О том, что завтра суд, кстати, никто не предупреждал, хотя, строго говоря, должны были, если вывозят с утра и вставать надо до завтрака. Но это у них бывает. Главное не проспать, а то разбудят за 5 минут до вывоза, ничего не успеешь. Поэтому между делом на всякий случай и побрился с вечера и три кружки чая каркаде заварил и залил их в бутылку на день суда.

Свет на ночь опять выключить забыли. Придется засыпать с ярким освещением. На этом этаже, в карантине, такое почему-то часто происходит, практически через день. Иногда ночью вспоминают и выключают, но часто и до утра горит. Не очень это приятно.

Вот такой получился «средний» день в тюрьме. Он действительно средний, так как суд половинчатый, невыездной. «Удовольствие» заняло 4 часа с ожиданиями. Опять же писал «на заказ» и после месяца голодовки, частично в неадекватном состоянии. Так что не судите строго. Что вышло, то вышло…

Сергей Кривов

Другие материалы раздела

Когда день на десятый голодовки, час-полтора лупишь кулаком в дверь камеры ШИЗО, в которое тебя и посадили из-за нее, понятно, что вспухнет не дверь, а кулак. Выводить на прогулку дважды, один раз всех шизотников, а другой раз голодающего, мусорам явно не в лом. Одиночество, конечно, имеет свои преимущества, но и свои минусы. Если на прогулку все-таки выведут, пол в узком бетонном дворике будет чисто выметен, и даже бычка там не будет.

Деревянный пол в ШИЗО бывает не всегда, тут, можно сказать, повезло. Под окошком камеры - трубы, по которым течет теплая вода. Зима - не лето, поэтому окна не закрывается и стекла выбиты. Летом они буду наоборот задраены и стекла вставлены. Узенькая щель под дверью камеры подтягивает сквознячок, но если набросить на голову полотенце, которое еще не отобрали, то отлично, а если и на пол что-то найти - тем более.

Далее »

Ты должен ежедневно преодолевать одно и то же: общение с людьми тебе неприятными, там совсем мало других; шум громкой и отвратительной музыки; пищу, которой можно только свиней кормить; неквалифицированную и малоприятную работу. Да много что еще нужно преодолевать. Ты находишься в замкнутом пространстве и как-то должен внутри себя найти силы быть к этому максимально толерантным, чтобы не тратить нервы попусту. Я научился просто не замечать, не слышать того, что меня раздражало. Просто занимал свои мысли какими-то расчетами, планами, не связанными с неприятными моментами. Я четко планировал каждый свой день, поминутно. Хотя производственной или бытовой необходимости в этом не было, там спешить некуда. Однако план для меня был таким ключиком в другой мир. Даже если часть этого плана была посвящена таким вещам, как общее построение и др. тюремные мероприятия, внутренне для тебя это уже было частью твоего плана, а не принуждением со стороны.

Далее »
Пресс-секретарь Кюлле Писпанен: +7 (925) 772-11-03
Электронная почта
© ПРЕССЦЕНТР Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, 2002-2014
Мы не несем ответственности за содержание материалов CМИ и комментариев читателей, которые публикуются у нас на сайте.
При использовании материалов www.khodorkovsky.ru, ссылка на сайт обязательна.

Rambler's Top100  
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru